HAYWEB.RU
» Культура Армении
» Культура Армении

    Культура Армении


    Культура

    С 7 в. н.э. Армения была форпостом христианства в окружавшем ее мусульманском мире. В армянской (монофизитской) церкви сохранялись традиции восточного христианства, противостоявшего как его западной, так и восточной ветвям, от которых она была изолирована.

    После утраты Арменией независимости (1375) именно церковь содействовала выживанию армянского народа.

    Начиная с 17 в. устанавливаются контакты с Италией, затем с Францией и несколько позднее с Россией, через которую также проникали западные идеи. Например, известный армянский писатель и общественный деятель Микаэл Налбандян был соратником таких российских «западников», как Герцен и Огарев.
    Позднее завязались культурные связи Армении с США.

    ОБРАЗОВАНИЕ

    Проводниками народного просвещения до середины 19 в. оставались христианские монастыри. Кроме того, развитию культуры в значительной степени способствовало создание армянских школ в Османской империи армянскими католическими монахами из ордена мхитаристов (учрежденного в начале 18 в. в Константинополе Мхитаром Себастаци для сохранения памятников древней армянской письменности), а также деятельность американских миссионеров-конгрегационалистов в 1830-е годы.

    Организации армянских школ в местах компактного проживания армян помогали армянская церковь и просвещенные армяне, получившие образование в университетах Западной Европы и США. Большую роль в культурной жизни армян Российской империи сыграли армянские школы, основанные в 1820– 1830-е годы в Ереване, Эчмиадзине, Тифлисе и Александрополе (совр. Гюмри).

    Многие представители армянского народа в 19–20 вв. получали образование в России, особенно после создания в 1815 Иоакимом Лазаряном в Москве армянского училища, преобразованного в 1827 в Лазаревский институт восточных языков.

    Из его стен вышли многие армянские поэты, писатели, государственные деятели, в том числе граф М.Лорис-Меликов, проявивший себя на театре военных действий на Кавказе (1877–1878) и как министр внутренних дел России (1880–1881). Знаменитый художник-маринист И.К.Айвазовский получил образование в Петербургской академии художеств.

    Система образования в Армении была создана в годы советской власти по образцу российской. С 1998 происходит ее реформирование в соответствии с программой Всемирного банка, на реализацию которой выделено 15 млн. долл. Пересматриваются программы школьного обучения, печатаются сотни новых учебников.

    В Армении функционируют неполные средние школы, полные средние школы, гимназии, лицеи и высшие учебные заведения (колледжи, университеты и институты), в том числе 18 государственных вузов и 7 колледжей, в которых обучаются 26 тыс. студентов, и 40 негосударственных вузов с 14 тыс. студентов. До 70% учащихся средних специальных учебных заведений получают образование на коммерческой основе. Большинство вузов находится в Ереване.

    Наиболее престижными вузами являются Ереванский государственный университет (основан в 1920), Государственный инженерный университет Армении, Ереванский государственный народно-хозяйственный институт, Армянская сельскохозяйственная академия, Ереванский государственный лингвистический институт им. В.Я.Брюсова, Ереванский государственный медицинский университет, Армянский государственный педагогический университет, Ереванский государственный архитектурный университет, Ереванский государственный университет архитектуры и строительства, Ереванский государственный институт театрального искусства и кинематографии, Ереванская государственная художественная академия, Ереванская государственная консерватория.

    Высшие учебные заведения, в том числе филиалы некоторых ереванских университетов и институтов, имеются в таких городах, как Гюмри, Ванадзор, Дилижан, Иджеван, Горис, Капан, Гавар. В 1991 при поддержке Калифорнийского университета в Ереване был основан Американский университет Армении. В 1999 в Ереване был открыт Российско-Армянский (Славянский) университет, в котором обучаются ок. 800 студентов, преимущественно армяне (90%).

    Ведущий научный центр – основанная в 1943 Академия наук Армении с несколькими десятками научно-исследовательских институтов. Мировой известностью пользуется Бюраканская астрофизическая обсерватория (основана в 1946). В 1990 на территории Армении функционировало более 100 научно-исследовательских институтов (включая академические и другой ведомственной принадлежности). За период с 1990 по 1995 число научных работников сократилось почти в 4 раза (с 20 тыс. до 5,5 тыс.). В настоящее время государство финансирует только приоритетные научные направления.

    ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО

    Наиболее ранние дошедшие до нас литературные памятники на армянском языке относятся к 5–6 вв. Прежде всего, это исторические произведения Мовсеса Хоренаци (История Армении), Корюна (Жития Маштоца), а также переводы на армянский язык богословских книг.
    В раннем Средневековье (11 в.) творил Григор Магистр (Пахлавуни), автор трактата Письма, в котором поднимаются философские, политические, богословские и научные вопросы. Кроме того, известны его переводы на армянский язык диалогов Платона Тимей и Федон и Геометрии Евклида.

    До нас дошли имена авторов исторических сочинений – Ованеса (Иоаннеса) Драсханакертци (История Армении и Хронологии армянских католикосов, конец 9 – начало 10 в.), Товма Арцруни (960–1030), Стефаноса Орбельяна (13 в.) и др. Национальный эпос Сасунци Давид (Давид Сасунский), в котором отображена борьба армянского народа за освобождение, складывался на протяжении 7–10 вв. Образцы наиболее ранней лирической, нравоучительной и философской армянской поэзии мы находим в творчестве Григора Нарекаци (951–1003), Нерсеса Шнорали (Нерсес IV Благодатный, 1112–1173), Ованеса Тлкуранци (14–15 вв.), Фрика (13–14 вв.) и др. В 12–13 вв. творили такие армянские баснописцы, как Мхитар Гош и Вартан Айгекци.

    Театральное искусство Армении имеет очень древние корни. Известно, что армянский царь Тигран II Великий (1 в. до н.э.) построил в столице Тигранакерте амфитеатр (сохранились развалины), где приглашенные им греческие артисты ставили греческие трагедии и комедии. По свидетельству Плутарха, армянский царь Артавазд II сочинял трагедии, которые ставились в Арташате – второй столице Армении (1 в. н.э.). Там показывали также Вакханок Эврипида.

    В средневековой Армении развивалась архитектура, существовала церковная музыка. Книги часто иллюстрировались миниатюрами, имеющими самостоятельную художественную ценность.

    В 19 в. литература и искусство Армении развивались под влиянием русской и западноевропейской культуры. К этому времени относятся исторические повествования Гевонда Алишана, романы Хачатура Абовяна, Раффи, Мурацана (Григор Тер-Ованесян), Александра Ширванзаде, поэмы и стихотворения Петроса Дуряна, Сиаманто (Атом Ярджанян), Даниела Варужана, Ваана Терьяна, Ованеса Туманяна, драмы (Габриэла Сундукяна, Александра Ширванзаде, Акопа Пароняна). Армянские композиторы и фольклористы (Комитас и Григор Суни) собирали народные песни и использовали их для концертных выступлений. Наиболее известны такие армянские композиторы, как Тигран Чухаджян (1837–1898, автор первых армянских опер, оперетт, симфонических и камерных произведений), Александр Спендиаров (Спендиарян, 1871–1928) и Армен Тигранян (1879–1950).

    В Армении творили такие поэты, как Ваан Миракян, Аветик Исаакян, Егише Чаренц и Наири Зарьян. Популярна музыка армянских композиторов Арама Хачатуряна, Микаэла Таривердиева и Арно Бабаджаняна. Среди армянских живописцев выделяются Вардгес Суреньянц, Мартирос Сарьян и Акоп Коджоян.

    В Ереване в 1921 был открыт Театр им. Г.Сундукяна – крупнейший в Армении драматический театр. На его сцене ставятся произведения как западных классиков, так и известных армянских драматургов – Сундукяна, Ширванзаде и Пароняна. В 1933 был открыт Ереванский театр оперы и балета, на сцене которого выступали прославленные армянские певцы Павел Лисициан, Зара Долуханова, Гоар Гаспарян.



    МУЗЕИ И БИБЛИОТЕКИ

    В Ереване находятся Государственный исторический музей, Музей истории города Еревана, Государственная картинная галерея, Музей современного искусства, Музей детского искусства и ряд других музеев, в Сардарабаде – Музей этнографии и фольклора, в Эчмиадзине – Музей религиозного искусства.

    Национальная библиотека Армении (до 1990 – Государственная библиотека им. Мясниняна) насчитывает 6185 тыс. единиц печатных изданий, имеет отдел редкой и архивной книги. В фонде Республиканской научно-технической библиотеки 20 млн. единиц хранения (из них более 16 млн. – патентных документов).

    Среди лучших научных библиотек выделяются Библиотека Академии наук Армении и Библиотека Ереванского государственного университета.

    В Ереване находится институт древних рукописей Матенадаран им. Месропа Маштоца, в коллекции которого хранится ок. 20 тыс. древних и средневековых книг и рукописей.



    ОБЫЧАИ И ПРАЗДНИКИ

    В Армении сохранилось много традиционных народных обычаев: например, благословение первого урожая в августе или жертвоприношение ягнят во время некоторых религиозных праздников.

    Традиционным для армян праздником является Вардананк (день св. Вардана), отмечаемый 15 февраля в память о поражении армянских войск во главе с Варданом Мамиконяном в битве с персидской армией на Аварайрском поле. В этой войне персы намеревались силой обратить армян в язычество, однако одержав победу и понеся при этом огромные потери, отказались от своего намерения. Армяне сохранили христианскую веру, отстояв ее с оружием в руках.

    В настоящее время в Республике Армения официально отмечаются следующие праздники и памятные даты: Новый Год – 31 декабря – 1–2 января, Рождество – 6 января, Праздник материнства и красоты – 7 апреля, День памяти жертв геноцида армян – 24 апреля (1915), День победы и мира – 9 мая, День первой Республики – 28 мая (1918), День конституции – 5 июля, День независимости – 21 сентября.

    Все эти дни являются нерабочими.

    7 декабря отмечается День памяти жертв Спитакского землетрясения.



    ИСТОРИЯ ПЕЧАТНОГО ДЕЛА И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

    В 1512–1513гг. в Венеции вышли первые печатные книги на армянском языке: Парзатумар (Объяснительный календарь), Ахтарк (Молитвенник), Патарагаматуйц (Служебник), Святцы (Парзатумар), Псалмы (Сагмозаран).

    Впоследствии армянские типографии появились в Константинополе (1567), Риме (1584), Париже (1633), Лейпциге (1680), Амстердаме, Новой Джульфе (Иран), Львове, Эчмиадзине (1771), Петербурге (1780), Астрахани, Москве, Тбилиси, Баку.

    В 1794г. в Мадрасе (Индия) вышла первая армянская еженедельная газета «Аздарар» («Вестник»), а несколько позднее в Калькутте – журнал «Азгасер» («Патриот»).
    В первой половине 19 в. в разных странах мира на армянском языке издавалось примерно 30 журналов и газет, из них 6 – в Константинополе, 5 – в Венеции, 3 (в том числе газеты «Кавказ» и «Арарат») – в Тифлисе.
    В Москве выходил журнал «Юсисапайл» («Северное Сияние»), сыгравший огромную роль в духовной жизни армянской диаспоры.

    В Армении издается ок. 250 газет и 50 журналов. Крупнейшие газеты: «Екир» (30 тыс. экземпляров на арм. яз.), «Азг» (20 тыс. на арм. яз.), «Республика Армения» (по 10 тыс. экземпляров на русском и армянском языках). За пределами республики армянская пресса стала значительным фактором, объединяющим армянские общины разных стран мира.

Фото Армения
Событие дня
Новые статьи
09 май Армяне в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

24 апрель День памяти армянской катастрофы

23 апрель В ОЖИДАНИИ СПРАВЕДЛИВОГО ВОЗМЕЗДИЯ

15 апрель Генрих Мхитарян: От Еревана до Манчестера. Дорогу осилит идущий!

Интервью
Теги
100-летие Геноцида армян SaveKessab Армения Армения фото армянская музыка армянские mp3 армянские песни Арцах Бако Саакян Боруссия геноцид Геноцид армян Генрих Мхитарян ЕАЭС Евровидение Ереван Западная Армения Карабах картинки Армения Кесаб Москва Нагорный Карабах НКР новости Армении Президент Армении Россия сборная Армении Серж Саргсян Сирия скачать армянскую музыку скачать бесплатно армянскую музыку Спартак Степанакерт Таможенный союз фото Армения фото Арцах фотографии Армении Франция Шарль Азнавур Юра Мовсисян

Культура Армении


Культура

С 7 в. н.э. Армения была форпостом христианства в окружавшем ее мусульманском мире. В армянской (монофизитской) церкви сохранялись традиции восточного христианства, противостоявшего как его западной, так и восточной ветвям, от которых она была изолирована.

После утраты Арменией независимости (1375) именно церковь содействовала выживанию армянского народа.

Начиная с 17 в. устанавливаются контакты с Италией, затем с Францией и несколько позднее с Россией, через которую также проникали западные идеи. Например, известный армянский писатель и общественный деятель Микаэл Налбандян был соратником таких российских «западников», как Герцен и Огарев.
Позднее завязались культурные связи Армении с США.

ОБРАЗОВАНИЕ

Проводниками народного просвещения до середины 19 в. оставались христианские монастыри. Кроме того, развитию культуры в значительной степени способствовало создание армянских школ в Османской империи армянскими католическими монахами из ордена мхитаристов (учрежденного в начале 18 в. в Константинополе Мхитаром Себастаци для сохранения памятников древней армянской письменности), а также деятельность американских миссионеров-конгрегационалистов в 1830-е годы.

Организации армянских школ в местах компактного проживания армян помогали армянская церковь и просвещенные армяне, получившие образование в университетах Западной Европы и США. Большую роль в культурной жизни армян Российской империи сыграли армянские школы, основанные в 1820– 1830-е годы в Ереване, Эчмиадзине, Тифлисе и Александрополе (совр. Гюмри).

Многие представители армянского народа в 19–20 вв. получали образование в России, особенно после создания в 1815 Иоакимом Лазаряном в Москве армянского училища, преобразованного в 1827 в Лазаревский институт восточных языков.

Из его стен вышли многие армянские поэты, писатели, государственные деятели, в том числе граф М.Лорис-Меликов, проявивший себя на театре военных действий на Кавказе (1877–1878) и как министр внутренних дел России (1880–1881). Знаменитый художник-маринист И.К.Айвазовский получил образование в Петербургской академии художеств.

Система образования в Армении была создана в годы советской власти по образцу российской. С 1998 происходит ее реформирование в соответствии с программой Всемирного банка, на реализацию которой выделено 15 млн. долл. Пересматриваются программы школьного обучения, печатаются сотни новых учебников.

В Армении функционируют неполные средние школы, полные средние школы, гимназии, лицеи и высшие учебные заведения (колледжи, университеты и институты), в том числе 18 государственных вузов и 7 колледжей, в которых обучаются 26 тыс. студентов, и 40 негосударственных вузов с 14 тыс. студентов. До 70% учащихся средних специальных учебных заведений получают образование на коммерческой основе. Большинство вузов находится в Ереване.

Наиболее престижными вузами являются Ереванский государственный университет (основан в 1920), Государственный инженерный университет Армении, Ереванский государственный народно-хозяйственный институт, Армянская сельскохозяйственная академия, Ереванский государственный лингвистический институт им. В.Я.Брюсова, Ереванский государственный медицинский университет, Армянский государственный педагогический университет, Ереванский государственный архитектурный университет, Ереванский государственный университет архитектуры и строительства, Ереванский государственный институт театрального искусства и кинематографии, Ереванская государственная художественная академия, Ереванская государственная консерватория.

Высшие учебные заведения, в том числе филиалы некоторых ереванских университетов и институтов, имеются в таких городах, как Гюмри, Ванадзор, Дилижан, Иджеван, Горис, Капан, Гавар. В 1991 при поддержке Калифорнийского университета в Ереване был основан Американский университет Армении. В 1999 в Ереване был открыт Российско-Армянский (Славянский) университет, в котором обучаются ок. 800 студентов, преимущественно армяне (90%).

Ведущий научный центр – основанная в 1943 Академия наук Армении с несколькими десятками научно-исследовательских институтов. Мировой известностью пользуется Бюраканская астрофизическая обсерватория (основана в 1946). В 1990 на территории Армении функционировало более 100 научно-исследовательских институтов (включая академические и другой ведомственной принадлежности). За период с 1990 по 1995 число научных работников сократилось почти в 4 раза (с 20 тыс. до 5,5 тыс.). В настоящее время государство финансирует только приоритетные научные направления.

ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО

Наиболее ранние дошедшие до нас литературные памятники на армянском языке относятся к 5–6 вв. Прежде всего, это исторические произведения Мовсеса Хоренаци (История Армении), Корюна (Жития Маштоца), а также переводы на армянский язык богословских книг.
В раннем Средневековье (11 в.) творил Григор Магистр (Пахлавуни), автор трактата Письма, в котором поднимаются философские, политические, богословские и научные вопросы. Кроме того, известны его переводы на армянский язык диалогов Платона Тимей и Федон и Геометрии Евклида.

До нас дошли имена авторов исторических сочинений – Ованеса (Иоаннеса) Драсханакертци (История Армении и Хронологии армянских католикосов, конец 9 – начало 10 в.), Товма Арцруни (960–1030), Стефаноса Орбельяна (13 в.) и др. Национальный эпос Сасунци Давид (Давид Сасунский), в котором отображена борьба армянского народа за освобождение, складывался на протяжении 7–10 вв. Образцы наиболее ранней лирической, нравоучительной и философской армянской поэзии мы находим в творчестве Григора Нарекаци (951–1003), Нерсеса Шнорали (Нерсес IV Благодатный, 1112–1173), Ованеса Тлкуранци (14–15 вв.), Фрика (13–14 вв.) и др. В 12–13 вв. творили такие армянские баснописцы, как Мхитар Гош и Вартан Айгекци.

Театральное искусство Армении имеет очень древние корни. Известно, что армянский царь Тигран II Великий (1 в. до н.э.) построил в столице Тигранакерте амфитеатр (сохранились развалины), где приглашенные им греческие артисты ставили греческие трагедии и комедии. По свидетельству Плутарха, армянский царь Артавазд II сочинял трагедии, которые ставились в Арташате – второй столице Армении (1 в. н.э.). Там показывали также Вакханок Эврипида.

В средневековой Армении развивалась архитектура, существовала церковная музыка. Книги часто иллюстрировались миниатюрами, имеющими самостоятельную художественную ценность.

В 19 в. литература и искусство Армении развивались под влиянием русской и западноевропейской культуры. К этому времени относятся исторические повествования Гевонда Алишана, романы Хачатура Абовяна, Раффи, Мурацана (Григор Тер-Ованесян), Александра Ширванзаде, поэмы и стихотворения Петроса Дуряна, Сиаманто (Атом Ярджанян), Даниела Варужана, Ваана Терьяна, Ованеса Туманяна, драмы (Габриэла Сундукяна, Александра Ширванзаде, Акопа Пароняна). Армянские композиторы и фольклористы (Комитас и Григор Суни) собирали народные песни и использовали их для концертных выступлений. Наиболее известны такие армянские композиторы, как Тигран Чухаджян (1837–1898, автор первых армянских опер, оперетт, симфонических и камерных произведений), Александр Спендиаров (Спендиарян, 1871–1928) и Армен Тигранян (1879–1950).

В Армении творили такие поэты, как Ваан Миракян, Аветик Исаакян, Егише Чаренц и Наири Зарьян. Популярна музыка армянских композиторов Арама Хачатуряна, Микаэла Таривердиева и Арно Бабаджаняна. Среди армянских живописцев выделяются Вардгес Суреньянц, Мартирос Сарьян и Акоп Коджоян.

В Ереване в 1921 был открыт Театр им. Г.Сундукяна – крупнейший в Армении драматический театр. На его сцене ставятся произведения как западных классиков, так и известных армянских драматургов – Сундукяна, Ширванзаде и Пароняна. В 1933 был открыт Ереванский театр оперы и балета, на сцене которого выступали прославленные армянские певцы Павел Лисициан, Зара Долуханова, Гоар Гаспарян.



МУЗЕИ И БИБЛИОТЕКИ

В Ереване находятся Государственный исторический музей, Музей истории города Еревана, Государственная картинная галерея, Музей современного искусства, Музей детского искусства и ряд других музеев, в Сардарабаде – Музей этнографии и фольклора, в Эчмиадзине – Музей религиозного искусства.

Национальная библиотека Армении (до 1990 – Государственная библиотека им. Мясниняна) насчитывает 6185 тыс. единиц печатных изданий, имеет отдел редкой и архивной книги. В фонде Республиканской научно-технической библиотеки 20 млн. единиц хранения (из них более 16 млн. – патентных документов).

Среди лучших научных библиотек выделяются Библиотека Академии наук Армении и Библиотека Ереванского государственного университета.

В Ереване находится институт древних рукописей Матенадаран им. Месропа Маштоца, в коллекции которого хранится ок. 20 тыс. древних и средневековых книг и рукописей.



ОБЫЧАИ И ПРАЗДНИКИ

В Армении сохранилось много традиционных народных обычаев: например, благословение первого урожая в августе или жертвоприношение ягнят во время некоторых религиозных праздников.

Традиционным для армян праздником является Вардананк (день св. Вардана), отмечаемый 15 февраля в память о поражении армянских войск во главе с Варданом Мамиконяном в битве с персидской армией на Аварайрском поле. В этой войне персы намеревались силой обратить армян в язычество, однако одержав победу и понеся при этом огромные потери, отказались от своего намерения. Армяне сохранили христианскую веру, отстояв ее с оружием в руках.

В настоящее время в Республике Армения официально отмечаются следующие праздники и памятные даты: Новый Год – 31 декабря – 1–2 января, Рождество – 6 января, Праздник материнства и красоты – 7 апреля, День памяти жертв геноцида армян – 24 апреля (1915), День победы и мира – 9 мая, День первой Республики – 28 мая (1918), День конституции – 5 июля, День независимости – 21 сентября.

Все эти дни являются нерабочими.

7 декабря отмечается День памяти жертв Спитакского землетрясения.



ИСТОРИЯ ПЕЧАТНОГО ДЕЛА И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

В 1512–1513гг. в Венеции вышли первые печатные книги на армянском языке: Парзатумар (Объяснительный календарь), Ахтарк (Молитвенник), Патарагаматуйц (Служебник), Святцы (Парзатумар), Псалмы (Сагмозаран).

Впоследствии армянские типографии появились в Константинополе (1567), Риме (1584), Париже (1633), Лейпциге (1680), Амстердаме, Новой Джульфе (Иран), Львове, Эчмиадзине (1771), Петербурге (1780), Астрахани, Москве, Тбилиси, Баку.

В 1794г. в Мадрасе (Индия) вышла первая армянская еженедельная газета «Аздарар» («Вестник»), а несколько позднее в Калькутте – журнал «Азгасер» («Патриот»).
В первой половине 19 в. в разных странах мира на армянском языке издавалось примерно 30 журналов и газет, из них 6 – в Константинополе, 5 – в Венеции, 3 (в том числе газеты «Кавказ» и «Арарат») – в Тифлисе.
В Москве выходил журнал «Юсисапайл» («Северное Сияние»), сыгравший огромную роль в духовной жизни армянской диаспоры.

В Армении издается ок. 250 газет и 50 журналов. Крупнейшие газеты: «Екир» (30 тыс. экземпляров на арм. яз.), «Азг» (20 тыс. на арм. яз.), «Республика Армения» (по 10 тыс. экземпляров на русском и армянском языках). За пределами республики армянская пресса стала значительным фактором, объединяющим армянские общины разных стран мира.